Искусство для того, чтобы не умереть от истины

Гость в студии – народный артист СССР Армен Джигарханян. Вместе с режиссером Юрием Клепиковым он рассказал о спектакле «Башня смерти», который идет на сцене театра Джигарханяна, о коте, который прожил 30 лет, о Маркесе, о русской женщине и о том, что такое хороший театр.

Полную версию интервью смотрите на портале канала «Москва 24»: http://www.m24.ru/videos/47302
Армен Джигарханян и Юрий Клепиков представляют кота Ваню

Арме́н Бори́сович Джигарханя́н (арм. Արմեն Բորիսի Ջիգարխանյան;) — армянский, советский и российский актёр театра и кино, режиссёр театра, педагог. Народный артист СССР (1985).

Родился 3 октября 1935 года в Ереване. Армен Джигарханян происходит из старинного рода тифлисских армян. Когда Армену был всего месяц от роду, его отец Борис ушёл из семьи, и Армен впервые увидел отца, уже став взрослым. Его воспитывал отчим, с которым у мальчика сложились самые теплые отношения. Армен рос в русскоязычной среде, учился в русской школе и с одинаковым старанием постигал азы армянской и русской культуры. Мать Елена Васильевна была заядлой театралкой и не пропускала ни одного драматического и оперного спектакля.

В школьные годы Армен увлёкся театром и кино, а после окончания школы (1952) отправился в Москву и пытался поступить в ГИТИС, но неудачно. Вернувшись в Ереван, Армен Джигарханян устроился на киностудию «Арменфильм» помощником оператора.

В 1954 году он поступил в Ереванский художественно-театральный институт, на курс к знаменитому режиссёру Вартану Аджемяну, руководителю театра имени Г. Сундукяна. Но набор оказался слишком велик, и Джигарханян переходит на курс Армена Карапетовича Гулакяна (окончил в 1958 году). На сцену актёр впервые вышел в январе 1955 года — в спектакле по пьесе В. М. Гусева «Иван Рыбаков» Русского драматического театра имени К. С. Станиславского. В труппу этого ереванского театра, где Джигарханян проработал более десяти лет, его пригласили ещё студентом-второкурсником.

В 1967 году Анатолий Эфрос пригласил актёра в Московский театр имени Ленинского комсомола, а в 1969 году Джигарханян начал играть у Андрея Гончарова в Московском театре имени В. Маяковского, на сцене которого он, в частности, сыграл роли Стенли Ковальского в «Трамвае „Желание“» и Большого Па в «Кошке на раскалённой крыше» Т. Уильямса, Сократа в «Беседах с Сократом» Эдварда Радзинского, генерала Хлудова в «Беге» Михаила Булгакова. В сентябре 1996 года Армен Джигарханян ушёл из театра имени Маяковского, но продолжал выступать на сцене в спектаклях других театров и в антрепризных постановках.

В кино актёр дебютировал в 1960 году ролью Акопа в фильме «Обвал», а известность Армену Джигарханяну принесла одна из лучших его киноролей — молодой учёный-физик Артём Манвелян из картины режиссёра Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!». Вскоре после выхода этого фильма последовали новые интересные работы, демонстрирующие широту актёрского диапазона, психологическую достоверность и мастерство перевоплощения — кузнец уста Мукуч в «Треугольнике», Левон Погосян в драме «Когда наступает сентябрь», штабс-капитан Овечкин в популярнейших «Новых приключениях неуловимых» Эдмонда Кеосаяна, чекист Артузов в телевизионной ленте «Операция „Трест“», эсер Прошьян в исторической картине «Шестое июля», Михаил Стышной в «Журавушке». Из отрицательных героев более всего запомнился зрителям горбатый главарь банды «Черная кошка» Карп из фильма «Место встречи изменить нельзя».

Всего Армен Джигарханян сыграл около двухсот киноролей, став одним из самых снимаемых российских актёров. На его счету разноплановые роли в фильмах лучших советских и российских режиссёров, в лентах различных жанров, в комедийных и приключенческих картинах, в драмах и музыкальных фильмах.

С 1991 по 1996 годы преподавал актёрское мастерство во ВГИКе (профессор). В 1996 году на основе своего курса основал Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна. Театр «Д» сразу занял особое место в ряду маленьких театров Москвы. На сцене своего театра Джигарханян сыграл интересные роли в спектаклях «Возвращение домой» Х.Пинтера и «Последняя лента Крэппа» С.Беккета. О последнем рассказывает сам Армен Борисович: «…я играю Крэппа — полтора часа на сцене в полном одиночестве, только с магнитофоном. Жалею даже, что нет возможности, чтобы у Крэппа вдруг нос, как у сифилитика, отпал — до такой степени гниет и разлагается этот человек… Я играю его без зубов — свои протезы снимаю…».

Помимо этого, Джигарханян был занят в антрепризных спектаклях. Он играл на сцене Ленкома (здесь артистом сыграны Генерал в спектакле «Варвар и еретик» по «Игроку» Ф. М. Достоевского и главный герой пьесы Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», спектакль идет под названием «Город миллионеров»).

В 1999 получил грин-карту по квоте правительства США для выдающихся деятелей искусства. Семикомнатный дом в Америке подарил его поклонник. С тех пор живёт на две страны: три-четыре месяца в году — обычно это лето и начало осени — живёт в Гарленде под Далласом (штат Техас (США)), а с сентября по май — в Москве. Рождественские праздники обычно проводит в Техасе, где его жена Татьяна преподавала в университете русский язык.

Дочь Джигарханяна Елена Арменовна погибла в 1987 году в возрасте 23 лет в результате несчастного случая — отравилась угарным газом в автомобиле.

В 2006 году Армен Джигарханян принял участие в подготовке издания книги «Автограф века».

За большой вклад в развитие советского искусства Армен Джигарханян был удостоен звания «Народный артист СССР» и награждён правительственными наградами.

Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый российский актёр (более 250 ролей в кино- и телефильмах).

Семья:

Отец — Джигарханян Борис.

Мать — Джигарханян Елена Васильевна (1909-?) — работник Совета Министров Армянской ССР.

Сестра — Джигарханян Марина Борисовна — Директор Санкт-Петербургского музея современного искусства .

Первая жена Алла Юрьевна Ванновская — актриса Ереванского Русского драматического театра им. Станиславского.

Дочь — Джигарханян Елена Арменовна (1964—1987), погибла, уснув в машине с работающим двигателем.

Жена — Власова Татьяна Сергеевна — актриса, ныне преподаватель русского языка в институте в Далласе. Проживает в США.

Сын (приёмный) — Власов Степан, сын жены от предыдущего брака (Степан Арменович Джигарханян, 17 января 1966).

Юрий Клепиков родился в 1959 г. в Перми.
В 1996 году окончил режиссерский факультет РАТИ (мастерская Б. Голубовского). Дипломные спектакли: «Каменный гость» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина (Учебный театр ГИТИСа) и «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского (Нижегородский областной театр драмы).

С 2000 года — режиссер театра п/р А. Джигарханяна.
Поставил спектакли «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше, «Закрой глазки — расскажу тебе сказки» по пьесе Л. Разумовской «Домой», «Фугас» С. Тараховского (с П. Ступиным),«Три сестры» А.Чехов (С В.Ячменевым) «Красная Шапочка» Е. Шварца, « Нас ждут далеко-далеко, не здесь» по пьесе В.Мухарьямова «В тени виноградника», «Molly Sweeney» Б.Фрил, «Вор» по пьесе Эдуардо де Филиппо «Винченцо де Преторе».

Режиссер-постановщик спектаклей «Золотой петушок» А. С. Пушкина (Московский драматический театр им. А. Н. Островского), «Мизантроп» Ж. Мольера, «Иллюзион Фигаро» по пьесе П. Бомарше (оба — Драматический театр, г.Саров), мюзикл «Гришуня на планете Лохматиков» (Сыктывкарский государственный театр оперы и балета, также автор либретто), «Смех лангусты» Д. Маррела (Орловский академический театр драмы им. И. С. Тургенева),«Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Горе от ума» А. С. Грибоедова (оба — Смоленский академический театр драмы им. А. С. Грибоедова). Режиссер спектаклей «Мещанин-дворянин» Ж. Мольера, «Завещание по-итальянски» О. Кампаниле (оба — Московский драматический театр им. К. С. Станиславского, постановка С. Спивака).

Доцент кафедры актерского мастерства театрального факультета института Гуманитарного образования (г.Москва). Учебные спектакли: «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса (лауреат фестиваля студенческих спектаклей «Подиум» (Ярославль)), «День рождения Смирновой» Л. Петрушевской, «Скамейка» А. Гельмана, «Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Крылья даны всем детям человеческим» Ю. О’Нила, «Гроза» А. Н. Островского, «Старший сын» А. Вампилова, «Три сестры» А. П. Чехова, «Пять — двадцать пять» Д. Привалова.