Какой же ты дурак

Гость в студии программы поэт и сценарист Юрий Арабов. Однако разговор с Евгением Додолевым пошел отнюдь не о поэзии. Юрий Николаевич написал прозаическую утопию — «Столкновение с бабочкой». В ней он описал альтернативный путь развития России после 1917 года, которой по-прежнему руководил бы Николай II, взявший Ленина на должность премьер-министра. Эфир от 23.07.2014.

Полную версию интервью смотрите на портале канала «Москва 24»: http://www.m24.ru/videos/57069

Юрий Арабов, «Столкновение с бабочкой»

Ю́рий Никола́евич Ара́бов — советский и российский прозаик, поэт, сценарист, заслуженный деятель искусств России.

Юрий Арабов родился 25 октября 1954 в Москве. В 1980 году окончил ВГИК (сценарный факультет, мастерская Николая Фигуровского и Е. С. Дикого).

Дебютировал в кинематографе как сценарист фильма «Одинокий голос человека» (1978). Постоянный соавтор Александра Сокурова, сценарист одиннадцати его лент. Не раз обращался к сюжетам «серебряного века» и эпохи модерн. Общеизвестный пример — мистический триллер «Господин оформитель» (1988).

Один из организаторов неформального клуба «Поэзия» в Москве (1986), выпустил несколько поэтических сборников, среди которых «Автостоп», «Ненастоящая сага», «Простая жизнь», «Воздух». Как поэт позиционируется метаметафористом (см. «Метаметафора»).

Его стихотворение «Монолог» было опубликовано в апреле 1987 года в журнале «Юность» в рубрике «Испытательный стенд».

С 1992 года совместно с Татьяной Дубровиной ведет мастерскую драматургии во ВГИКе, с 1994 года возглавляет кафедру кинодраматургии. В разное время студентами его мастерской являлись Нана Гринштейн, Дмитрий Соболев, Денис Родимин, Гиви Шавгулидзе, Михаил Дурненков.

Написал сценарии к 20-ти кинофильмам. Является автором сценария ряда телевизионных проектов: «Дело о „Мёртвых душах“», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина».

В 2008 году по сценарию Юрия Арабова режиссёр Кирилл Серебренников поставил фильм «Юрьев день», удостоенный призов на международных кинофестивалях. В 2009 году по роману «Чудо» режиссёром Александром Прошкиным была поставлена одноимённая картина, получившая приз «Серебряный Георгий» на 31-м Московском Международном кинофестивале.

Является автором романов «Биг-бит», «Флагелланты», «Чудо», а также сборника кинопрозы «Солнце и другие киносценарии» и книги эссе «Механика судеб».

Лауреат премии Каннского кинофестиваля за сценарий фильма «Молох» (1999).

Лауреат Пастернаковской премии (2005).

Лауреат Государственной премии РФ в 2002 г. за сценарий к фильму «Телец».

Лауреат независимой премии «Триумф» (2008).

Лауреат кинопремии «Ника» за сценарии фильмов «Телец» и «Солнце».

Лауреат Государственной премии Правительства России за сценарий к фильму «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» (2011).

Лауреат премии «Золотой орёл» За лучший сценарий (фильм «Орда») (2012).