Михаил Турецкий

Михаил Борисович Турецкий (12 апреля 1962, Москва) − российский шоумен, дирижёр, певец, основатель и продюсер арт-группы «Хор Турецкого» и «Сопрано10». Народный артист России (2010).

Родился в Москве в семье выходцев из Белоруссии.

Отец − Борис Борисович Эпштейн, родился в семье кузнеца в Могилевской губернии. В 18 лет, после смерти отца, уехал учиться в Академию внешней торговли в Москву. Спустя 9 лет, гостя у родственников в местечке Пуховичи под Минском, встретил 17-летнюю еврейскую девочку, игравшую на гитаре. «„Она будет моей женой“, – решил папа и уехал в Москву», − вспоминает Михаил Турецкий. Это была мать Михаила, Белла (Бейля). В октябре 1940 года Борис Эпштейн увез Беллу Турецкую в Москву, а спустя 8 месяцев, в июле 1941 года, вся семья Беллы была уничтожена немецкими оккупантами. Уже супругами Борис и Бэла прошли всю войну: он − участник прорыва Ленинградской блокады, она − медсестра эвакуационного госпиталя.

Михаил Турецкий – поздний ребенок в семье. К моменту его рождения старшему брату будущего артиста – Александру – было 15 лет, маме – 40, отцу − 50. Семья жила скромно, в 14-метровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская». Отец работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике, мама − няней в детском саду.

Поскольку день рождения сына совпал с днем космонавтики, ребенка хотели назвать Юрием (в честь Юрия Гагарина), но отец настоял на имени Михаил. «Юр-р-р-рий – слишком сложно произносить, пусть будет Мишей» − грассируя, произнес Борис Борисович. В семье было принято решение дать сыну фамилию матери, т. к. на тот момент ни одного представителя фамилии уже не было в живых.

Музыкальные способности Михаила Турецкого проявились в раннем детстве. Уже в 3 года он повторял множество песен, доносящихся из радиоприемника и телевизора, четко скандируя все слова, еще даже не понимая их смысла. Первой концертной площадкой маленького музыканта был стул, на котором для старшего брата и его друзей мальчик охотно пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

Вскоре в доме Михаила появились вторая комната в коммунальной квартире и пианино. Заметив незаурядные способности, родители решили нанять для сына педагога по фортепьяно, один урок которого стоил десять рублей, − на тот момент для семьи это были большие деньги. Занятия продлились четыре месяца и прекратились после заявления преподавателя об абсолютном отсутствии у ребенка таланта.

Спустя некоторое время Михаил Турецкий сам попросил родителей отдать его в музыкальную школу. Стесненная материально семья могла позволить себе лишь самое недорогое образование. В прейскуранте государственной школы стоимость обучения на различных инструментах разнилась в диапазоне от полутора до двадцати рублей. Так Михаил начал осваивать флейту пикколо (малую флейту), занимавшую в перечне расценок нижнюю строку. Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

Судьбоносным для творческого будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, знаменитого дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник еще и поет, дядя попросил мальчика исполнить песню. После Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени А. В. Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Турецкому на тот момент было одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих – семь. Несмотря на это, вскоре мальчик был принят.

После окончания училища, выдержав серьезный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1985 получив диплом с отличием, продолжает обучение в аспирантуре, занимается симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Е. А. Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре Турецкий становится хормейстером и актером Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга, где серьезно погружается в историю синтетического искусства.

Семья

В 1984 году Михаил Турецкий женится на дочери военного Елене. Родители с обеих сторон этот союз не поддерживали, желая для детей «пару своей национальности», но родственные души влюбленных (Елена тоже была музыкантом) отстаивают свое право быть вместе. В том же году у них рождается дочь Наталья. На тот момент Михаилу Турецкому исполнилось 22 года.

Чтобы обеспечить семью всем необходимым, продолжая обучение в аспирантуре, молодой папа работал в нескольких местах одновременно: ночным директором в крупном универсаме, преподавателем. Параллельно начал работать с православным церковным хором и одновременно с ансамблем политической песни «Голос».

В последнем и зарождаются новые художественные принципы некоего синтетического искусства в разной степени сочетающего пение, элементы пластического театра и актерское мастерство, что в результате приведет Турецкого к созданию первой в истории арт-группы. Об этом музыкант задумывался и мечтал в те годы.

В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Семенюком Турецкий отправился в Клайпеду. Ночью музыканту пришла телеграмма от старшего брата со словами «Срочно позвони. Саша». Наутро Михаил узнал о страшной трагедии: на трассе Минск-Москва в автомобильной катастрофе погибли его тесть, жена и ее брат.

Артист остается с пятилетней дочерью на руках. До отъезда по контракту на гастроли в США, которые длились два года, девочку помогала воспитывать бабушка по материнской линии. В Америке Михаил и Наташа стали настоящими друзьями, много времени проводили вместе. Там дочь неоднократно успешно выходила на сцену и пела вместе с хором, находя горячий отклик в сердцах американских слушателей. Позже отец отговорил девочку заниматься музыкой, опасаясь, что ей трудно будет обеспечить себе будущее. Тогда музыкант еще не имел нынешнего авторитета и положения. Сегодня Наталья, получив юридическое образование, работает в офисе «Хора Турецкого».

Во второй раз Михаил Турецкий решается жениться лишь спустя 12 лет.

Во время американских гастролей в городе Даллас (штат Техас) в Хэллоуин, после очередного концерта, артист встретил Лиану, впоследствии ставшую его женой. Девушка оказалась дочерью агента, который занимался приглашением на концерт русских зрителей. К тому моменту жизнь Лианы уже была хорошо устроена: маленькая дочь Сарина, дом, престижная работа ведущего программиста в телекоммуникационной компании в Далласе. Спустя некоторое время, Михаил и Лиана поженились, и девушка согласилась переехать в Москву. Вскоре в семье Турецких родились две дочери: Эммануэль (2005) и Беата (2009).

По окончании института, в 1989 году, Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в СССР. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с 1917 года. По традиции все произведения музыканты пели a cappella, т. е. без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

За восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Турецкого подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании (фестиваль «Por Me Espiritu» в компании звезд мировой музыки: Пласидо Доминго, Исаак Стерн, Зубин Мета).

Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 90-х, артистам найти свою слушательскую аудиторию было сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛОГОВАЗ (Борис Березовский) и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

В 1995–1996 году коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США (Майами, Флорида) на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами. За время контракта артист совершает около двадцати перелетов из Москвы в Майами!

Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу. Артисты погружались в атмосферу американской культуры с характерной для нее зрелищностью, динамикой, яркостью музыкальных красок, а также всего, что входит в современное понятие action (экшн). Именно в США, среди знаменитых бродвейских мюзиклов и первоклассных музыкантов, впервые формируется эстрадное направление проекта.

Благодаря совместному концертному турне с Иосифом Кобзоном, в 1997−1998 гг. с творчеством коллектива знакомится и публика бывшего СССР.

В 1998 году хор получает статус городского муниципального коллектива.

В период с 1999 по 2002 г. у хора появляется свой репертуарный спектакль («Вокальное шоу Михаила Турецкого») в Московском государственном театре эстрады под управлением Геннадия Хазанова, который проходит 2 раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

В 2003 М. Турецкий открывает свое универсальное понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя – «Арт-группа Хор Турецкого». Теперь это ансамбль из 10 солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого (бас-профундо) до самого высокого (тенор-альтино). Перерождение коллектива открывает музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора заметно расширяется, выходит за рамки одной национальной культуры, еврейские молитвы и песни по-прежнему остаются в репертуаре, но уже не составляют его основу.

Суть понятия «арт-группа» заключена в безграничности творческих возможностей внутри одного музыкального коллектива. Репертуар арт-группы охватывает музыку разных стран, стилей и эпох: от духовных песнопений и оперной классики до джаза, рок-музыки и городского фольклора. В рамках нового явления сосуществуют всевозможные варианты исполнения: a cappella (т. е. без сопровождения), пение под инструментальный аккомпанемент, шоу-представления, сочетающие вокал с элементами авторской хореографии.

Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием classical crossover (синтез элементов поп-, рок– и электронной музыки), однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга (например, участие публики в танцевально-песенной программе). Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт − в незаурядное по своей энергетике шоу. В репертуаре «Хора Турецкого» по-прежнему остаются и шедевры классической музыки в подлинном виде. Сам Михаил не только поет, но и блестяще ведет и направляет собственное шоу. Сегодня коллектив не имеет аналогов во всем мире.

С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлет эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: СК «Олимпийский» (Москва) и Ледовый дворец (Санкт-Петербург), Большой концертный зал «Октябрьский» (Санкт-Петербург), Альберт Холл (Англия), крупнейшие залы США − Карнеги Холл (Нью-Йорк), Dolby Theatre (Лос-Анжелес), Джордан Холл (Бостон).

В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлевском Дворце, и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд.

Артисты ежегодно выходят на сцену 200−250 раз, 100 раз в году садятся в самолет, проезжают 120 тыс. км. на автомобилях, автобусах и поездах.

Несмотря на то, что коллектив существует уже более 20 лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми М. Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.

Арт-группа «Сопрано» («Сопрано10»)

Михаил Турецкий: «После 20 лет работы с мужским коллективом, я понял, чего мне не хватает. Берущего за душу, проникающего в самое сердце женского вокала. Женской энергетики, вот этой девичей нежности, стервозности, интриги, высоты, любви в таком голосе – сопрано, который может подарить публике только женщина. Раздвинуть эти репертуарные рамки, то, что мне недоступно как артисту, сделать, как продюсер».

В 2008 году он объявил кастинг, в ходе которого было отобрано сначала 40, а после 4 месяцев репетиций, в коллективе остались лучшие артистки из разных городов России и стран СНГ. В ходе кастинга учитывались не только вокальные и внешние данные претенденток, но и артистизм, хореографические способности, в совокупности составляющие подлинный профессионализм настоящего артиста.

Так появилась новая арт-группа Михаила Турецкого «Сопрано10». Внешне сохраняя отличительные черты авторского бренда, Михаил Турецкий расширяет границы, наполняя знакомую форму новым содержанием.

В «Сопрано» работают яркие артистичные солистки, которых объединяет высшее музыкальное и актерское образование. В совокупности в коллективе представлены все существующие женские голоса: от самого высокого (колоратурное сопрано) до самого низкого (меццо). Кроме того, артистки владеют разными стилями пения: от академического до фольклорного и эстрадно-джазового. «Изюминка» коллектива − десятая участница арт-группы − рыжая барабанщица! Артистки выступают как a’cappella, так и с инструментальным сопровождением (пианист, гитаристы). Кроме того, и сами солистки владеют игрой на нескольких музыкальных инструментах − саксофон, скрипка.

Музыкальная дерзость профессионалов позволяет девушкам делать из своих концертов блестящее шоу, значимые культурные события. Отличительной чертой «Сопрано10» стало то, что в репертуаре коллектива появились уникальные вокальные сочинения: артисты сами создают талантливые поэтическое тексты на классическую инструментальную музыку.

Сегодня «Сопрано10» − единственный женский музыкальный коллектив, у которого нет никаких репертуарных ограничений: от «Турецкого марша» Моцарта до «Ромашки спрятались», от классической «Casta Diva» до бессменных хитов Фредди Меркьюри, от еврейских песен до мюзикла «Призрак Оперы», от любимых советских и ретро-шлягеров до мировой поп-музыки.

В профессиональной биографии проекта − гастрольные туры в России и за рубежом, покоренная столица, участие в качестве хедлайнеров в самых престижных мероприятиях, музыкальных фестивалях и fashion-показах.

Добавить комментарий