Цена гипнотизирует слабых

В гостях у программы побывала президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова. В своем интервью она рассказала о том, является ли «Черный квадрат» Малевича — искусством или профанацией, с кем из российских олигархов она дружит, а также о том, чем ее поразил Анатолий Чубайс при личном знакомстве.

Полную версию интервью смотрите на портале канала «Москва 24»: http://www.m24.ru/videos/46432
Ирина Антонова в «Правде-24»

Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (род. 20 марта 1922, Москва) — советский и российский искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (с 1961 по 10 июля 2013). Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина с 10 июля 2013 года. Академик РАХ (2001). Академик РАО. 

С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии. Вернувшись в Москву, семья Антоновых обосновалась в квартире на Покровском бульваре.

С 1940 года — студентка Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне.

В 1945 году окончила МГУ, 11 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.

С февраля 1961 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва—Париж», «Москва—Берлин», «Россия—Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других.

В 1981 году вместе со Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее. Является бессменным директором фестиваля. В 1998 году фестивалю было присвоено имя Рихтера.

Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ имени А. С. Пушкина, в Институте восточных языков в Париже.

Член Общественной Палаты Российской Федерации (с 2011 г.)

В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты РФ Владимира Путина.

11 апреля 2013 года назначена главным куратором государственных музеев России.

В мае 2013 года Антонова выдвинула идею о воссоздании в Москве музея Нового западного искусства, ранее уничтоженного Сталиным, куда ГМИИ им. Пушкина и Государственный Эрмитаж передали бы лучшую часть своих коллекций — картины импрессионистов. Это предложение вызвало резкий протест директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и более широкий конфликт в музейном сообществе. После бурных событий министр культуры РФ В. Мединский стал торопить Антонову с отставкой.

О непростых отношениях с членами Правительства РФ Антонова поведала в интервью «Известиям». В частности, она упрекнула экс-министра культуры РФ А. Авдеева и экс-министра экономического развития РФ Э. Набиуллину, которые были членами попечительского совета ГМИИ, в том, что они провалили поручение президента РФ В. Путина по постройке музейного городка и реконструкции самого Пушкинского музея.

С 10 июля 2013 года приказом Министерства культуры Российской Федерации освобождена от должности директора Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина, с формулировкой «по собственному желанию». Антонова пояснила 1 июля, что сама выбрала кандидатуру преемницы — арт-директора московского выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак. Чуть позже Антонова уточнила, что на самом деле предлагала в качестве своих преемников учёных-культурологов из МГУ и РГГУ, однако все её кандидатуры были отклонены Минкультом РФ. Из кандидатур же, предложенных министерством, наиболее приемлемой ей показалась Лошак.

Отец Ирины Антоновой — активный участник Октябрьской революции, судовой электрик Александр Александрович Антонов, после революции был директором Института экспериментального стекла.

Мать — Ида Михайловна Розенблюм — окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано, прожила 100 лет и 5 месяцев.

Муж Ирины Антоновой — Евсей Иосифович Ротенберг (18.07.1920—15.10.2011), доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, был заведующим сектором классического искусства Института истории искусствознания. Их единственный сын Борис родился в 1954 году.

Антонова — сторонница идей социализма. Считает, что это единственно верная система, которая, «к сожалению, на практике себя нигде не оправдала». В современном российском обществе ей неприятен «олигархический элемент» и богатые люди вообще. Симпатизирует Путину, но осуждает тюремный приговор для Pussy Riot. Называет себя человеком неверующим. Любит стихи Пастернака. Уверена, что так долго живёт, потому что абсолютно не думает о смерти, в жизни была всегда искренней и никогда не держала фигу в кармане.

Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.

Академические звания и степени

  • действительный член РАО по Отделению образования и культуры (1989),
  • действительный член РАХ (2001, член-корреспондент с 1997),
  • член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания),
  • почётный доктор РГГУ

Награды

  • Вручение Президентом РФ Владимиром Путиным Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 22 мая 2002 года.
  • Вручение Президентом РФ Дмитрием Медведевым Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 3 мая 2012 года.
  • Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из четырёх женщин наряду с Майей Плисецкой, Галиной Волчек и Галиной Вишневской):
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (6 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие музейного дела, сохранение и популяризацию отечественного и мирового культурного наследия
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (20 марта 2002 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степеней (17 марта 1997 года) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в сохранение национального культурного достояния России
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степеней (28 февраля 2012 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю общественную деятельность
  • Орден Октябрьской Революции

     

  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы Народов
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995 год).
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция)
  • Командор ордена искусств и литературы (Франция),
  • Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (7 декабря 2000 года) в 2001 г.
  • Лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея» за 2013 год