Бори́с Влади́мирович Клю́ев (род. 13 июля 1944, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, артист Малого театра. Народный артист России (2002).
В четыре года остался без отца: 36-летний актёр Владимир Клюев на гастролях слёг с сердечным приступом и умер в больнице. Овдовевшая в 29 лет мама Бориса больше замуж не вышла из-за неприязни сына к любому мужчине.
Клюев не был прилежным учеником и от окончательного падения его спасла актриса Клавдия Половикова, мама актрисы Валентины Серовой, которая поставила в школе спектакль «Чёртова мельница». После премьеры юный артист, сыгравший чёрта первого разряда, проснулся местной знаменитостью. Мечта поступить в Щукинское училище, которое закончил отец, не осуществилась — он сдал все экзамены, но в администрации предложили забрать документы из-за предстоящего призыва в армию. Клюев, не теряя времени, перешёл в училище им. Щепкина. Правда, от трёх лет военной службы это не спасло.
В 1969 году окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (курс Л. А. Волкова). С 1969 года служит в Малом театре. В кино дебютировал в 1970 году в фильме «Крушение империи».
Диапазон его ролей колеблется от карьериста-гомосексуала Архипова до «теневого премьер-министра» Майкрофта Холмса, от предателя Родины Дубова до директора ФСБ, от Президента США до сварливого отца семейства Николая Воронина, от герцога де Гиза и кардинальского прихвостня графа Рошфора до главы мафиозной группировки Царёва.
На протяжении многих лет преподаёт в Щепкинском училище мастерство актёра. Руководит курсом и имеет учёное звание профессора.
Президент футбольной команды Малого театра. Жена — Виктория Клюева. На данный момент детей у актёра нет. Единственный сын актера Андрей погиб в возрасте 24-х лет. Есть дача под г. Звенигородом, рядом с деревней Ягунино, в Садовом товариществе «Лесные поляны».
Одной из самых заметных киноролей Бориса Клюева стала роль графа Рошфора, доверенного лица кардинала Ришелье в музыкальном телефильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Не все знают, что изначально режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем поддерживалась кандидатура Михаила Боярского на роль графа Рошфора. Но по решению Госкино состоялось утверждение Клюева на эту роль, хотя режиссёру его кандидатура не нравилась. Однако же сам актёр остался очень недоволен работой с Юнгвальд-Хилькевичем, поделившись своим мнением в одном из интервью: «Я считаю, что Юнгвальд-Хилькевич не очень талантливый человек. И картина получилась благодаря тому, что была хорошая компания, мы все были очень молоды, плюс замечательная музыка Максима Дунаевского». В процессе съёмок Клюеву самому пришлось поработать не только над характером графа Рошфора, но и над его внешностью. Изначально гримеры хотели приклеить ему бороду. Но артист настоял на том, чтобы они оставили лишь тонкую линию усов и бородку клинышком.
На съёмках Михаил Боярский получил серьёзную травму, когда снимали сцену Марлезонского балета в Одесском оперном театре. Граф Рошфор, которого играл Борис Клюев, был задуман как человек, который никогда не вынимает шпаги из ножен, поэтому его обучением практически не занимались. Но в одной сцене Клюев не выдержал и выхватил клинок. В результате его шпага проткнула нёбо Боярскому и буквально сантиметр не дошла до мозга. К счастью для Боярского, всё обошлось без тяжёлых последствий. Сам Борис Клюев прокомментировал ситуацию следующим образом:«Снимали сцену тройного поединка на шпагах д’Артаньяна, Рошфора и де Жюссака, которого играл Владимир Балон. Мы должны были скрестить шпаги на лестнице, снимали в Одесском оперном театре. Когда репетировали, все шло замечательно, но на съёмках, ускорили темп фехтования. И вот Миша Боярский, сильно замахнувшись клинком, направил мою шпагу прямиком себе в лицо. Она выбила ему зуб и оцарапала горло. Однако он, как истинный профессионал, продолжил сниматься. Потом я узнал, что эта травма весьма распространена у фехтовальщиков».
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.